МЭИ ЗдоровьеПоликлинника №100
       

Введение

Статьи

Народн. медицина

КАСМОН

Тесты

Здоровьевед.

Информация

Ссылки

 Ш

О проблемах генетически модифицированных продуктов питания

В среду, 10 декабря 2003 г, в МАП РФ состоялся брифинг, посвященный германо-российскому проекту “Совершенствование защиты прав потребителей и обеспечение безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации”. Цель проекта – оказывать консультационную поддержку российским министерствам и ведомствам, отвечающим за качество и безопасность пищевых продуктов и защиту прав потребителей. На брифинге было уделено большое внимание проблеме генетически модифицированных (ГМ) продуктов питания. Хотя использовать ГМ-продукты в пищу в России официально не запрещено, их влияние на здоровье человека пока не изучено. Поэтому, например, в европейских странах человек может купить ГМ-продукты, но при этом он получает информацию о рисках, связанных с их употреблением. И в условиях конкуренции с “нормальными” производителями поставщики ГМ-продуктов находятся в заведомо невыгодном положении: мало кто хочет рисковать своим здоровьем и здоровьем потомства. Однако в России нет законодательной базы для регулирования продаж ГМ-продуктов, что делает нашу страну особенно уязвимой для атак поставщиков генетически модифицированной продукции, прежде всего из США. Правда, только законодательно решить проблему вряд ли удастся. В отличие от европейцев, россияне пока что слишком спокойно относятся к этому вопросу, поэтому государству нужно проводить еще и целенаправленную работу по формированию правильного общественного мнения в отношении ГМ-продуктов.

Проблема ГМ-продуктов крайне актуальна для России, потому что американские производители генетически измененных пищевых продуктов (главным образом – фирма Monsanto, терпящая в последнее время огромные убытки) пытаются пробиться на перспективный российский рынок, предлагая выращивать “красивые и дешевые” фрукты и овощи. Сторонники массового распространения ГМ-продуктов, и в первую очередь академик Константин Скрябин, глава фирмы “Биоинженерия” (партнер Monsanto), делают упор на то, что ГМ-продукты безвредны и дешевы, а потому потребителям нет смысла знать, покупают ли они ГМ или обычные продукты. Кроме того, г-н Скрябин, имеющий неплохие связи с отдельными чиновниками правительства, пытается “втихую”, без общественной дискуссии, внедрить выращивание в массовом порядке ГМ-сельхозкультур – прежде всего, картофеля и свеклы. При этом очевидно, что г-ном Скрябиным движет даже не научный интерес, который, кстати, также весьма часто бывает опасен для общества, а коммерческая привлекательность проекта. В своих интервью академик заявлял, что хочет заработать на продаже ГМ-продуктов своим соотечественникам “миллионы долларов”. Правда, слабым местом его бизнес-плана является то обстоятельство, что большинство покупателей при выборе между дешевыми ГМ-продуктами и привычными продуктами питания предпочитают последние.

Представители ЕС, отвечающие за безопасность продуктов питания, отмечают, что подобное “тихое внедрение” еще не исследованных на предмет последствий для здоровья человека продуктов питания – случай вопиющий. Во-первых, в Европе допустимо лишь очень низкое содержание ГМ-составляющих в продуктах. “На европейском уровне была достигнута договоренность, что если содержание генетически модифицированных организмов в пищевых продуктах превышает 0,9%, то это обязательно нужно указать на упаковке”, – сказал RBC daily Аксель Райх, зав. отделом консультирования правительств в странах – кандидатах в ЕС, в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Европы Федерального министерства защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства Германии. Во-вторых, промышленное разведение генетически модифицированных культур запрещено. “Например, в нашей стране возделывание таких культур в крупных масштабах не разрешено. И, насколько я знаю, не рассматривалась даже сама возможность их промышленного разведения”, – говорит г-н Райх. Это связано с тем, что достоверно влияние ГМ-продуктов на здоровье человека пока не выяснено, а потому считается потенциально опасным. Кроме того, в Европе сильно общественное мнение, направленное против ГМ-индустрии в принципе. “Потребители на европейском рынке очень скептически относятся к генетически измененным продуктам, фактически бойкотируя их”, – говорит г-н Райх.

По сравнению с европейцами россияне пока находятся в информационном вакууме относительно потенциальной опасности ГМ-продуктов. И это развязывает руки несознательным производителям и экспортерам продуктов. Дело в том, что Санэпиднадзор разрешает использовать в продуктах до 5% ГМ-источников. “Но сегодня практически от самих производителей продуктов питания зависит, зарегистрировать или не зарегистрировать то, наличествуют ли в продукте генетически модифицированные источники, или нет”, – сообщил RBC daily Сергей Баткаев, начальник управления по защите прав потребителей Министерства по антимонопольной политике РФ.

Поэтому в МАПе пытаются сделать первый шаг в решении этой проблемы – законодательно закрепить норму, по которой производители продуктов будут обязаны информировать россиян о ГМ-составляющих. Цель данной инициативы – если люди рискуют своим здоровьем, то пусть хотя бы они делают это осознанно. “Это предусмотрено проектом федерального закона, который внесен на рассмотрение законодателей и будет рассмотрен Государственной Думой четвертого созыва”, – сказал RBC daily Сергей Дудкин, замминистра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. По его словам, законопроект предусматривает обязательное наличие на этикетке или упаковке продуктов питания информации о содержании в них ГМ-источников. “В том случае, если эксперты Санэпиднадзора выявят их наличие в продукте, но при этом они не будут указаны, то продукция будет отзываться с рынка за счет изготовителя на основе закона "О техническом регулировании"”, – рассказал RBC daily Сергей Баткаев. Правда, если закон примут, то для того, чтобы он действовал в полную силу, необходима еще одна составляющая – информационная. “Министерству здравоохранения при участии консультантов германо-российского проекта нужно будет грамотно решить вопрос: как донести до потребителей информацию о том, какие из содержащихся ингредиентов являются генетически модифицированными и как они влияют на человека”, – отмечает Сергей Дудкин.

Действительно, помимо создания грамотного законодательства, России неплохо было бы перенять европейский опыт – прежде всего в создании адекватного общественного мнения о ГМ-продуктах. Тогда их продажа в России, как и в Европе, будет обречена с точки зрения конкурентной борьбы. “Например, те, кто смешивает генетически модифицированные и традиционные культуры и желает экспортировать такое сельскохозяйственное сырье на европейский рынок, должны очень хорошо подумать – не лишают ли они себя шансов с экономической точки зрения”, – отмечает Аксель Райх. В идеале такое же положение вещей должно быть достигнуто и в России.

(данный материал печатается с разрешения руководства сайта: www.ionization.ru; первоисточник расположен на www.rbc.ru)


| Введение | Статьи | Народное | Тесты | Эл.книга | Назад | Вперед

 

Автора!