МЭИ Здоровье Поликлинника №100
       

Введение

Статьи

Народн. медицина

КАСМОН

Тесты

Здоровьевед.

Информация

Ссылки

 Ш

По дороге к Храму

Ю. В. Хмелевский

Человек в процессе жизнедеятельности проходит ряд уровней (этапов) развития как физического, так и духовного. От уровня развития этих двух составляющих напрямую зависит здоровье.

Этапы физического развития

Русская и арабская традиционные медицины выделяют четыре физических этапа связанных с продолжительностью жизни человека: юность, молодость, зрелость и старость.

Китайская традиционная медицина предупреждает, что в возрасте до 28 лет наиболее часто страдают желчный пузырь, печень и сердечно-сосудистая система. С 29 до 42 лет могут возникнуть проблемы с пищеварительной системой (селезенкой, поджелудочной железой и желудком), проявляется склонность к увеличению веса. С 42 до 49 лет – отмечается тенденция к уменьшению веса, появляется склонность к снижению настроения, могут возникнуть продолжительные периоды печали, могут появиться проблемы с дыхательной системой. С 50 до 60 лет страдают почки и мочевой пузырь и преобладают болезни “холода” (инсульт, инфаркт, мочекаменная болезнь и др.).

Этапы духовного развития

Духовная составляющая, не менее важная чем физическая, также проходит определенные эволюционные этапы развития.

... в арабской медицине

Так, например, арабская традиционная медицина выделяет шесть уровней духовного развития человека.

Каждый человек при рождении оказывается на первом духовном уровне. Младенец полностью поглощен жаждой физического удовлетворения. На самых ранних стадиях развития тело беспокоится лишь об удовлетворении животных потребностей: в любви, пище, поощрении. На этом уровне способность к здравомыслию и благоразумию еще не развиты. По ходу взросления родители или общество в целом прививают ему различные нормы поведения, т.е. занимаются воспитанием, а при нарушении этих норм, применяются разнообразные меры наказания. Многие люди доживая до старости, так и остаются на этом, самом низком уровне духовного развития. Такие люди никогда не прекращают требовать, чтобы все было так, как хотят они, и бесконечно ищут наслаждений для тела, т.е. живут только для себя. На первом месте у таких людей стоят сексуальные наслаждения и чревоугодие. Слишком долгое пребывание на этом уровне ведет к целому ряду душевных и физических заболеваний, которые принимают хроническую форму и ведут к общей деградации. Эгоизм, неуверенность в себе, робость, тревожность, плаксивость, слепота и другие проблемы со зрением, желтуха, сердечные приступы, депрессии, паранойя, наркомания, алкоголизм, сексуальные извращения, венерические заболевания, рак, преступные наклонности, самоубийства – все эти душевные, психические и физические заболевания развиваются, когда, повзрослев, человек не покидает первого уровня.

Для того, чтобы подняться на более высокий уровень, нужно дисциплинировать и закалять свое эго и его порывы. А для этого необходимо развивать силу воли, ответственность, способность к уважению, состраданию, вежливости и другие подобные черты.

Люди перешедшие на второй духовный уровень, наделены добротой. Они добры к себе и миру. Они как бы говорят: “Я хочу творить только добро в мире. Я люблю природу во всех ее проявлениях. Я принимаю всех. О, как изумительна жизнь!”. Как бы ни были привлекательны позитивные аспекты такого состояния, это лишь второй уровень на пути духовного развития. Люди пребывающие на этом уровне, все еще склонны к психической, физической и духовной неустойчивости. Сюда включаются: неспособность сосредоточиться, забывчивость, боязнь неудач, определенные типы лицемерия, эмоциональная неуравновешенность, выражающаяся в приступах чрезмерной экстатической радости, уныния или гнева, высокомерия и невнимательности к чужим чувствам. На этом этапе человека часто одолевают колоссальные эмоциональные потрясения, например, разводы и другие проблемы во взаимоотношениях, денежные затруднения. Так получается потому, что на человека накатывается экстаз, сильное и почти ошеломляющее возбуждение от жизни. На этом этапе люди очень часто теряют друзей, из-за того что они не могут принять перемен, произошедших в их друге.

Для этого уровня характерны хронические и острые заболевания. На этой стадии организм как бы очищается от накопившихся на предыдущем уровне токсинов и излишков. Здесь проявляются такие болезни: головные боли (особенно мигрени), тошнота, диарея, боли и ломота во всем теле, раздражительность органов, общая интоксикация организма (кожные сыпи, проблемы с кожей головы), нервное возбуждение, болезни желчного пузыря и почек.

Тогда как болезни первого уровня жестоки и часто неизлечимы, недомогания на втором уровне уже сами по себе как бы сопровождают процесс самоисцеления тела. Почти все из них являются лишь знаками сопутствующего лечению кризиса, через который проходит тело, исцеляя себя.

На следующий, более высокий духовный уровень подняться можно только с помощью наставника (учителя). Для этого человек должен при помощи специальных практик развивать в себе милосердие, сострадание, предупредительность, доводя их до высочайшего совершенства.

На этом уровне окружающие видят человека огромной любви и духовности. Но все-таки и тут еще остаются некоторые элементы душевной и физической неустойчивости; они становятся частью механизма, влекущего человека к идеалу (к Богу). Душевные проблемы включают в себя высокомерие, гордость, склонность к самообману, недостаток сосредоточенности, взбалмошность, поверхностное, легкомысленное отношение к жизни и, иногда, пренебрежительное отношение к другим. Это все – болезни, свойственные данному уровню, а не нормальное поведение человека, достигшего этого уровня. Все эти проблемы возникают, когда человек не дорос еще до полной свободы от потребностей тела, вроде пищи, страсти к богатству и славе, полового влечения и т.п. Один из самых тяжелых и опасных недугов этого уровня – высокомерие - человек говорит: “Я лучше других. Я созерцаю всех этих никчемных мирян. Грешники!”.

С этим уровнем связаны и некоторые физические проблемы. Среди них аутоинтоксикация (результат чрезмерного увлечения дыхательными упражнениями), нервная дрожь различной природы, утомляемость, потеря аппетита, лихорадка, сопровождающаяся сильным жаром, посредством которого тело очищается от накопившихся в нем токсинов. Иногда, на этом уровне человеком овладевает безумие, особенно, когда у него нет наставника. Иногда он соскальзывает в саморазрушительные иллюзии. Надолго застаиваясь на одном уровне, человек легко может скатиться назад.

Четвертый духовный уровень позволяет, как утверждает традиционная медицина, соприкоснуться с великой тайной, которую нельзя ни представить себе, ни поверить в нее. Достигшие четвертого уровня полностью развили в себе способности к яснослышанию и могут читать мысли других людей. Они не жаждут ни славы, ни богатства, ни острых ощущений. И на этом уровне у них тоже происходят некоторые физические сбои и психические заблуждения, которые способны заставить человека отступить назад или не дать продвинуться выше. Основное заблуждение, свойственное этому уровню, включает в себя неправильное толкование различных феноменов, иррациональность, равнодушие к земной жизни, бессвязные высказывания, боли и жжение в сердце. Склонность к самообману, свойственная данному уровню, является одним из обстоятельств, которые нужно преодолеть. Физические проблемы, встречающиеся на этом уровне – это лихорадка, затрудненное дыхание и, иногда, ощущение удушья. Недомогания возникают из-за того, что путь на этот уровень лежит через многолетние дыхательные упражнения, которые выполнялись неправильно или без меры. Кроме того, на этом уровне человека нередко тревожат духи. В этом случае в качестве целительного средства традиционная медицина рекомендует дыхательные упражнения с произнесением определенных звуков, молитвы.

На пятом духовном уровне у человека остается совсем немного проблем со здоровьем, но эти немногие очень велики. Одно из обстоятельств с которым нужно справиться на этом уровне – неуемный экстаз. Такие люди утрачивают практически всякий интерес к миру и связь с ним, воспринимая реальность совершенно на другом уровне. Они находятся в состоянии непрерывного экстаза, и их совершенно не волнует ни сон, ни пища, ни одежда. Они полностью поглощены и опьянены этим состоянием. Некоторые люди на этом уровне перестают разговаривать. Другие проблемы включают в себя забывчивость и самое настоящее безумие. Человек периодически забывает, о чем он говорит и что делает. Некоторые упражнения (включающие одновременно дыхание и мысленное созерцание) настолько глубоки и интенсивны, что человек может полностью утратить рассудок, но это случается редко. Многие наставники считают это состояние низшим и нежелательным.

Последний, шестой уровень духовного развития отличается от всех предыдущих тем, что его невозможно достичь собственными усилиями. Традиции не говорят однозначно о том, как это происходит. Плотские желания и эгоистические черты, дошедших до этого уровня, давно уже погашены. Для людей на этом уровне характерна постоянная улыбка на устах и ничто в мире их не тревожит. Им не нужно пить, есть и спать. Они преодолели границы людского и парят, буквально, там, где им хочется: на земле или в небесах. Им известны и доступны механизмы, контролирующие и влияющие на все события человеческой жизни. Им часто удается очень успешно выводить других людей на путь истины и праведности. Когда человек добирается до этого уровня, у него не остается никаких физических заболеваний, но их постоянно тревожат различные злые силы (духи). За всю историю человечества такого состояния достигли немногие.

Проблема всех уровней духовного развития, стоит в том, что люди приписывают Божественность себе.

Может ли человек проскочить какой-либо духовный уровень? Нет, так как уровень – это место отдыха. И, если человек попадает на следующий уровень, он остается там до смерти или до перехода на другой. Однако, на каждом уровне человек сталкивается со множеством обстоятельств, требующих безотлагательной реакции.

... в индийской медицине

В индийской традиционной медицине (ИТМ) также накоплен огромный опыт духовного развития человека. Она выделяет три уровня духовного развития для каждого конституционального типа.

Первый, самый низкий уровень духовного развития – когда человек живет только сам для себя. В нем преобладают силы разрушения. На этом уровне человек предрасположен к затяжным хроническим болезням, в том числе и к раку. Его энергия и эмоции склонны к застою, снижению чувствительности и умственной активности, ум затуманен невежеством и страхом, а болезни его, упорны и трудноизлечимы. Люди этого уровня не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно находится на низком уровне. Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться. Уровень формирует животные и рабские натуры.

Второй уровень, где человек живет для себя и частично для других. На этом уровне происходит рассеянность и беспокойство ума (ум возбужден желаниями) то, что направляет внимание вовне и заставляет искать удовлетворения во внешнем мире. Это взбудораженные мысли и фантазии, а также гнев, упрямство, стремление к власти, возбуждение и развлечения, манипулирование другими и эгоизм. Люди этого уровня обычно наделены большой энергией и могут сами себя “сжечь” чрезмерной активностью. Они ценят силу, престиж, авторитет и власть. Симптомы болезни у них обычно острые. Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни и не желают тратить время ради выздоровления или брать на себя ответственность за него. В своих болезнях они предпочитают винить других. Этот уровень порождает демонические натуры.

Третий духовный уровень – самый высокий, где человек живет ради других, помогая им подниматься по ступеням духовного и физического развития. На этом уровне ум человека ясен и чист и приводит к просветлению и самореализации, но его могут затемнять негативные мысли и эмоции. Здесь человек меньше других повержен болезням. Его природа гармонична и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и к обретению спокойствия ума, тем самым лишая болезнь психических корней. Люди на этом уровне внимательны к другим и заботятся о себе, они ценят истину, честность, стремление к всеобщему благу. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем, в том числе и в болезни.

Темперамент Уровни духовного развития в ИТМ
Холерический, сангвинический
Третий (высокий, гармоничный)
Высокий интеллект, ясность, восприимчивость, просветленность, способность к различению, добрая воля, независимость, теплота, дружелюбие, смелость, способность к лидерству
Второй (средний, возбужденный)
Упрямство (типично для холериков), импульсивность (типично для холериков), амбициозность, агрессивность (типично для холериков), стремление контролировать, манипулировать и властвовать, критичность, гневливость (типично для холериков), раздражительность (типично для холериков), безрассудство, гордость, тщеславие
Первый (низкий, затемненный)
Ненависть, злоба (типично для холериков), мстительность, психопатичность (типично для холериков), разрушительные тенденции, тяга к преступному миру, склонность к совершению преступлений, торговле наркотиками
Флегматический
Третий (высокий, гармоничный)
Спокойствие, безмятежность, умиротворенность, стабильность, верность, любовь, сострадание, всепрощение, терпение, преданность, восприимчивость, сильная вера, стремление оказывать поддержку и способность вдохновлять
Второй (средний, возбужденный)
Стремление контролировать привязанность, жадность, материалистичность, сентиментальность, потребность в надежности и безопасности, стремление к комфорту и роскоши
Первый (низкий, затемненный)
Тупость, вялость, апатичность, леность, отсутствие тонкости и чувствительности, замедленность понимания, склонность к воровству
Меланхолический
Третий (высокий, гармоничный)
Энергичность, приспособляемость, гибкость, быстрота понимания, коммуникабельность, сильное ощущение своего единства с человечеством, сильная целительная энергия, истинный энтузиазм, позитивный дух, способность к инициативе, к позитивным переменам и движению вперед
Второй (средний, возбужденный)
Нерешительность, ненадежность, гиперактивность, волнение, беспокойство, возбужденность, нервозность, болтливость, поверхностность, шумливость, разрушительные тенденции, фальшивый энтузиазм
Первый (низкий, затемненный)
Боязливость, раболепие, нечестность, скрытность, депрессивные состояния, склонность к сексуальным извращениям, саморазрушению и самоубийству, пристрастие к наркотическим веществам, беспорядочность ума

Из таблицы хорошо видно какие качества характера, для данного типа темперамента, необходимо активно развивать, а с какими - бороться.

Развитие идет, главным образом за счет духовного совершенствования, включающего в себя различные упражнения и дыхательные практики с элементами медитации, пребывание на природе, диету соответствующую конституции, воздействие на основные энергетические центры человека (чакры). (см. статью “Китайские точки, индийские чакры – миф или реальность?”.

... в русской медицине

Русская традиционная медицина дает такой оригинальный рецепт в виде притчи: “Один доктор спросил у монаха, не знает ли он лекарство от грехов? Знаю, отвечал монах, и приписал ему следующий рецепт: сперва нужно пойти в монастырь и накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом рассуждения, положить соли боголюбия и развести слезами раскаяния. И смешать веслом покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, после сего слить в сосуд целомудрия и поостудить на камне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полною надеждою ожидать исцеления от грехов”.

Все основные мировые религии прекрасно владеют практиками духовного развития человека. Это, пожалуй, их основная цель и ценность.

В заключение, хотелось бы еще раз обратить ваше внимание, на то, что если физическое здоровье достаточно поддерживать на каком-то определенном уровне, то духовное здоровье необходимо совершенствовать на протяжении всей жизни.

Литература
Лад Васант, Фроули Давид. Травы и специи. Пер. с англ. – М.: Саттва, 1997, 303 с.
Соловьева Л. Н. Наука о жизни с позиции Аюрведы. М., 1998, 696 с.
Фроули Давид. Аюрведическая терапия. М.: Саттва, 1998, 445 с.
Хмелевский Ю. В. Здоровьеведение. – М.: Советский спорт, 2000, 192 с.
Шейх Хаким Моинуддин Чишти. СУФИЙСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО. – СПб.: “ДИЛЯ”, 2001, 208 с.
Книга глаголева “Прохладный вертоград”. Сост., предисл., вступ. Ст., переводы, коммент. Т. А. Исаченко, М.: Археографический центр, 1997, 412 с.

© Здоровье-МЭИ 2000г. При перепечатке ссылка обязательна.


| Введение | Статьи | Народное | Тесты | Эл.книга | Назад | Вперед

 

Автора!