МЭИ ЗдоровьеПоликлинника №100
       

Введение

Статьи

Народн. медицина

КАСМОН

Тесты

Здоровьевед.

Информация

Ссылки

 Ш

Новая технология творческого развития и формирования человека для устойчивого развития цивилизации

Осипов М.М.

Подавляющее большинство обучаемых и обучающих по существующей модели образования (в том числе, искренних её приверженцев) не имеют необходимого представления о том, как она устанавливалась и модифицировалась, что она несет людям, обществу, окружающей человека единственной питательной биоэнергетической среде, что в ней большее – положительное или негативное, является ли существующая модель образования единственно возможной моделью развития человека в интеллектуальной индустрии и на всех этапах его жизненного цикла, и, наконец, доказано ли, что другой модели развития и формирования человека нет и не может быть. Задумывался ли человек, общество о том, соответствует ли эта модель образования законам развития природы, что за отношения строит эта модель между человеком и природой, частью которой он является и в гармонии с которой он должен жить.

Ретроспективный анализ развития показывает, что, в целом, у людей сложилось потребительское отношение к модели образования. В настоящей работе делается попытка восполнить всё более расширяющийся и углубляющийся пробел в представлении людей о проблеме развития, формирования человека и человеческой цивилизации в целом.

Ныне, чтобы достичь поставленные перед российским народом огромной важности цели, необходимо решить многие как старые, возникшие ещё в далеком прошлом, так и новые, возникшие в ХХ веке, проблемы развития. Причем некоторые из этих проблем носят глобальный характер, присущий не только России, но и многим другим странам, включая и технически высокоразвитые.

И эта глобальность острейших проблем, стоящих перед человечеством, заставляет переосмыслить представления о качестве развития и формирования человека и общества, понять, почему и ранее, и особенно сейчас их интеллектуальное развитие и достигнутые на этой основе результаты в различных областях человеческой деятельности приводят к острейшим противоречиям в отношениях с окружающей средой, и, как следствие, к гибели Природы и существенному ухудшению здоровья населения планеты. 'Значит, решение надо искать в самой модели развития и формирования человека, в ее связи с природой и подчинении общим законам Природы.

Мы живем в такое время, когда ограниченность в развитии людей представляет большую потенциальную угрозу, чем любая другая угроза.

На протяжении всей своей жизни я занимался педагогической деятельностью в высших учебных заведениях. И мои многолетние наблюдения, экспериментальные и теоретические исследования по моделированию процесса развития и формирования человека дают основание сказать, что в развитии человека базисной проблемой является проблема модели образования, которая должна давать человеку реальную возможность позитивного творческого развития, творческого формирования и, что очень важно, интеллектуального и физического совершенствования человека на всем протяжении его жизни, на всех её этапах - от рождения, воспитания в детских садах, школах, вузах и в последующей самостоятельной его деятельности.

Все остальные проблемы зависят от этой. Это корни развития, подобно тому, как в живой природе состояние веток, листьев и плодов дерева напрямую зависит от состояния здоровья корневой системы: на больном дереве и плоды больные.

Существующая в настоящее время, эмпирически сложившаяся не за одно столетие репродуктивная модель образовательного процесса многократно модифицировалась на основе субъективных мнений, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Различные авторские модификации образовательного процесса наблюдаются и сейчас. В последние годы созданы гимназии, лицеи, научно-образовательные центры, основанные на интеграции науки и образования, “Юкос” - классы и т.д. Их отличительная особенность заключается в том, что возрастной порядок введения обучаемого в науку снижается до уровня школы. Благодаря этому, а также, используя возможность отбора по всей стране обучающихся, наиболее отличившихся в учебе, достигается интеллектуально - экономический целевой кратковременный эффект.

Авторские модели по сравнению со стандартной моделью образования дают эффект, повышая промышленный, военный или политический потенциал, но лишь на определенном интервале времени и в определенных видах человеческой деятельности. И это, во-первых, “капля в море”, а, во-вторых, эти модели не направлены на приобретение важнейших человеческих качеств, на формирование творческого стиля позитивного мышления обучаемого и других, а, стало быть, и на достижение высокого качества развития, формирования и совершенствования отдельного человека и всего общества в целом, на целостное видение перспектив развития России и в конечном итоге - её устойчивого развития. Заметим, что, как в прошлом, так и сейчас, авторы модификаций не утруждали себя доказательствами и аргументами, а из утилитарных целей поспешно внедряли их в реальный образовательный процесс, в жизнь, не думая об отдаленных последствиях такой “новации”.

В этой связи следует отметить, что и раньше, и сейчас существовали и существуют фундаментально значимые известные базовые концепции, например, изложенные в Священных нравственных заповедях и писаниях великих мировых религий, в трудах великих ученых (В.И. Вернадского, Н.К. Рериха и других), в решениях Конференций ООН о необходимости кардинального изменения характера развития нашей цивилизации, в материалах Всемирного саммита, недавно прошедшего в Йоханнесбурге и других крупных встреч, а также в издании Государственной Думы “Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации” (под общ. ред. акад. Залиханова М.Ч. и др., М, 2002г.) - но все они, по своей сути, являются важным, необходимым, но далеко недостаточным условием для изменения качества развития, формирования и совершенствования человека и повышения производительности умственного труда, т.е. для изменения качества развития человеческой цивилизации.

Для более глубокого осмысления и понимания сути существующих концепций рассмотрим рис.1.

Где
Ураз - Уровень разрушения окружающей среды
Vзн - Уровень развития человека, человеческой цивилизации.

Рис.1 Гносеологический аспект представления развития биосоциальной системы в интеллектуальной индустрии и на всех этапах жизненного цикла:

К1 - кривая, характеризующая противоречия развития по эмпирической однокомпонентной модели;

К2 -кривая, характеризующая устойчивое развитие по предлагаемой многокомпонентной творческой модели;

КЗ - кривая, характеризующая переход к устойчивому позитивному развитию по предлагаемой многокомпонентной творческой модели на данном этапе.

Прошлое, настоящее и будущее развитие человеческой цивилизации по существующей модели развития органически связаны между собой общей закономерностью. Эту закономерность можно представить в виде кривой К1 зависимости между уровнем развития человека, человеческой цивилизации Vзн. и уровнем разрушения окружающей среды Ураз. Кривая К1 позволяет наглядно видеть и осмыслить суть противоречия развития человека по существующей эмпирически установленной образовательной модели: чем больше достижений в интеллектуальном развитии, тем больше разрушений и опустошений в окружающей человека среде. Следует отметить, что эта закономерность представляет особый интерес, во-первых, потому, что привлекает внимание к раскрытию фундаментального закона развития человека и человеческой цивилизации в целом, который может, на первый взгляд, показаться простым и очевидным, но, на самом деле, этот закон довольно сложен для понимания и практического применения; во-вторых, закон показывает, как лучше направить развитие человека и общества с тем, чтобы оградить людей от упадка и вырождения, в чем должны заключаться разумные меры борьбы с болезнями, преступностью, бездуховностью и т.д.

К последствиям такого развития относится и возникновение глобальной проблемы - проблемы неустойчивости развития, и международный терроризм, и наркомания, и алкоголизм, и СПИД и коррупция - перечень может быть большим. Эти проблемы за многие годы стихийного развития человека, человеческого общества, по модели, представляющей искаженную реальность, в том числе, и в России, приняли масштабный, угрожающий характер и разрушительно влияют на человека и окружающую его среду, несмотря на то, что на эти цели в последние десятилетия израсходовано более 1,5-2,0 триллионов долларов США. И ситуация все продолжает ухудшаться.

В результате такого развития (рис. 1, кривая К1) человеческой цивилизации противоречия развития стали не движущей силой, как это должно быть, а всё более и более разрушительной и опустошительной силой. Это наглядно показывает, что цивилизация не могла контролировать свое развитие. Осваивая окружающую естественную среду, созидая искусственную среду, человечество весьма выразительно проявляет уровень своего развития по существующей модели образования, и может наступить период, когда созидаемая человеком единственная для него питательная среда окажется непригодной для своего “созидателя”.

Возникает вопрос: как изменить существующую ситуацию, когда все ориентировано на рост производства, рост потребления, рост добычи, на рост по всем показателям, отдавая предпочтение количеству перед качеством развития человека, общества? Где тот высокоэффективный “двигатель”, который сможет реально вывести человека на новый уровень качества развития, который обеспечит России устойчивое, позитивное положение в мире и поможет стать лидером в экономическом, социальном и политическом развитии. Добиться этого, на мой взгляд, ( и я надеюсь, что читатель с этим согласится), можно не путем модификации существующей эмпирической модели (возможные варианты существующей эмпирической модели показаны на рис.2 а, б), а путем медленного устойчивого перехода к новой научно обоснованной модели развития, формирования и совершенствования человека, имеющей единую теоретическую понятийную основу и базирующейся на фундаментальных законах природы (рис.3).

а)б)
Модель 1Модель 2

Рис.2. ri (i = 1, 2, …,n) – радиусы конечного числа разноплановых автономных дисциплинарных полей знаний (а – однонаправленных; б – разнонаправленных).

Только такая модель (рис.3.) позволяет реально раскрыть и использовать неисчерпаемый природный интеллектуальный потенциал человека, общества на 95...98... 100%, а не на 1, 3, 5%, как это было до сих пор по существующей модели образования, разрушающей здоровье человека.

Модель 3

Рис.3. Rтп - радиус целевого объединяющего творческого поля знания; rтi - радиусы специально ориентированных полей знаний.

Назову лишь некоторые базовые причины столь низкого неэффективного использования интеллектуальных ресурсов человека по существующей модели образования(рис.2а,б.).

Существующая модель образовательного процесса изначально не включает в себя обучение позитивному творчеству – одному из главных компонентов развития, формирования и совершенствования человека, хотя обучение позитивному творчеству должно начинаться с ранних детских лет и продолжаться всю жизнь, охватывая все ступени образования: дошкольные учреждения, школы, лицеи, гимназии, академии, университеты, курсы повышения квалификации путем введения обязательной дисциплины “Основы позитивного творчества”. Так, например, в вузах это будут лекционные и практические занятия с конкретной курсовой завершающей работой на младших курсах (1 ...3 курсы) и курсовым проектом на 4-5 курсах, а также дипломным проектом, отражающим творческий стиль позитивного мышления молодого специалиста.

Техника реального приобретения важнейших человеческих качеств (творческого стиля позитивного мышления, восприятия, силы воли, трудолюбия, веры в собственные силы, сохранения извлеченных знаний, интегрирования и репрезентации этих знаний в контексте многих истин и других важнейших качеств, о которых подробно излагается в моей книге “Проблема устойчивого развития человека, человеческой цивилизации и метод её решения”) должна отрабатываться поэтапно от простого к более сложному в реальном учебном процессе в образовательных учреждениях для полноценного вступления в реальный динамичный жизненный процесс, а не в условиях реальной жизни методом собственных жестоких проб, ошибок и расплат.

Крайне важная, необходимая и, вместе с тем трудная сотворческая работа в системе, например, “обучающий - обучаемый”, направленная на формирование творческого стиля позитивного мышления обучаемого, позитивной модели поведения и других качеств, заменена в существующей эмпирической модели лишь изучением правил и приемов изложения чужой мысли в контексте одной истины и воспроизведения в памяти лишь незначительной части приобретенных знаний, в результате чего происходит вырождение истинно творческих качеств обучаемого.

Мои многолетние экспериментальные исследования в реальном учебном процессе показали, что такое обучение не позволяет обучаемому фактически стать полноценно здоровым специалистом высокого конкурентоспособного уровня с предсказуемыми важнейшими человеческими качествами - профессиональными, нравственными и физическими.

Отмечено, что процесс производства, потребления и реализации знаний по существующей модели приводит к длительным перенапряжениям отдельных органов и организма в целом. В результате наблюдается медленная, но устойчивая тенденция к ухудшению здоровья обучаемых. Организм работает на пределе объективных (физических, психологических и др.) возможностей. И результатом хронических перенапряжений является тот факт, что ныне лишь около 7% обучающихся считаются здоровыми (“условно здоровыми”, как говорил Лайнус Полинг), 12% здоровых (“условно здоровых”) матерей.

Есть только субъективные “жесткие” требования к одному компоненту - интеллектуальному компоненту по максимальному извлечению раздельно по времени фрагментов разноплановых знаний в контексте одной истины, причем без интегрирования этих знаний в единое целое и целостного творческого восприятия их.

По своей сути существующая модель образования не обеспечивает функцию предвидения развития России, поэтому высочайшее достижение небольшого количества тщательно отобранных специалистов очень высокого уровня требовали и требуют “жертвоприношения” в огромных масштабах во имя “механического” прогресса, уничтожая и разрушая окружающую единственную питательную среду людей, калеча их судьбы и судьбы наших потомков. Вот почему необходим переход к такой модели образовательного процесса, которая действительно сможет обеспечить каждому человеку позитивное творческое развитие в учебных заведениях всех уровней и в течение всей жизни для эффективного использования природного интеллектуального потенциала России, и это было бы глобальным достижением нашей страны уже в недалеком будущем.

До сих пор, как и у нас, так и за рубежом, все попытки решить проблему противоречия развития человека, человеческого общества в рамках существующей эмпирически установленной модели образования были направлены, главным образом, на борьбу с последствиями негативной человеческой деятельности или на торможение процесса деградации окружающей среды. Одни считали, что лишь изменение социального строя может привести к радикальному решению этой проблемы, другие определяющим фактором в решении этой проблемы считали необходимость увеличения финансирования, сроков обучения, третьи видели путь в удачном сочетании того и другого. Есть и другие мнения.

Заметим, что ни один социальный строй не делал анализа ошибок как в прошлом, так и в настоящем, связанных с противоречием развития по существующей модели образования, и это постепенно вело к кризису развития, негативные последствия которого уже сейчас видны во всем мире, и с каждым годом они усугубляются.

Попытки с помощью модификаций существующей диспропорциональной модели развития раскрыть и использовать природный интеллектуальный потенциал у небольшого количества тщательно отобранных одаренных старшеклассников, как это делается за рубежом и у нас, очень привлекательны, и здесь можно добиться некоторых высокоэффективных результатов, но такой метод не позволит решить стратегические проблемы устойчивого развития страны в целом.

Такая модификация существующей модели образования имеет преимущества, в первую очередь, в достижении на начальном этапе цели, когда во главу ставится развитие техники, и поскольку эта цель будет достигнута, можно и нужно говорить об эффективности такого метода образования. Но ретроспективный анализ показывает, что достигнутые технические результаты ставят человеческое общество перед лицом негативных, а порой, катастрофических последствий, приводящих к обострению противоречий развития (рис. 1, кривая К1), которые уничтожают достигнутые значения этих результатов, а, стало быть, и преимущество такого метода образования. Можно привести по этому поводу много примеров, но уже сейчас наблюдается постепенный “переход всех четырех возобновляемых источников: почвы, чистой воды, растительной биоты и кислорода - в невозобновляемые”.

Эти факты объективно показывают, что по своей сути существующая модель конфронтационна и не может обеспечить человеку реализацию цели: реально стать профессионально совестливым, нравственным специалистом с предсказуемыми качествами, т.е. полноценной личностью, поскольку структура модели (см. рис.2) не может обеспечить развитие этих качеств.

Все это указывает на несовершенство подготовки человека к его будущей деятельности, на каком бы поприще он ни трудился, несовершенство существующей диспропорциональной модели образования, которую надо оценивать не с позиций достигнутого уровня, как это делалось до сих пор, а с позиций отдаленных последствий и цены этих достижений - стремительного ухудшения здоровья людей, начиная с новорожденных.

На протяжении многих лет я, понимая опасность обостряющегося противоречия между человеком и природой (рис, 1, кривая К1), приводящего к катастрофическим последствиям в окружающей среде, и к ухудшению состояния здоровья человека, и в силу своей профессиональной деятельности, пытался по-новому подойти к радикальному решению данной проблемы с учетом всего негативного опыта путем разработки принципиально новой универсальной модели позитивного творческого развития, формирования и совершенствования человека в интеллектуальной индустрии и в течение всей жизни.

Мною разработана новая концепция многокомпонентного динамического моделирования процесса позитивного творческого развития человека, имеющая единую теоретическую понятийную основу, и базирующаяся на фундаментальных законах природы (рис. 1, кривая К2). Суть этого процесса состоит в пропорциональном извлечении из окружающей биоэнергетической питательной среды определяющих переменных компонентов энергии от внутренних и внешних факторов, в раскрытии закономерности более глубоких устойчивых связей между ними с помощью общих принципов с целью раскрытия позитивных творческих способностей человека для дальнейшей прогнозируемой деятельности.

На основе новой концепции и результатов многолетних экспериментальных исследований разработаны принципиально новая универсальная модель единого творческого поля знания; критерии качества развития человека на всех этапах его жизненного цикла (рис.3); единые требования к качеству изображения пространственной структуры идеальных моделей - книг, пособий и т.д. в обычном или компьютерном представлении; модель структуры поля по извлечению, многократному целевому восстановлению знаний, направленная на радикальное сокращение непомерных потерь от обесценивания извлеченных и недоизвлеченных знаний.

Реализацию предложенного метода следует начинать с наиболее доступного для России в настоящее время этапа, главным в котором является органическое включение в существующую модель образовательного процесса (в государственные образовательные программы и стандарты) одной дисциплины-“Основы позитивного творчества”, которая на этом этапе будет играть роль критерия качества развития специалиста.

В будущем по предлагаемому мною методу в образовательный процесс должны быть включены и все остальные компоненты, которые приведут к кардинальному изменению качества развития человека, к качественной перестройке его стиля мышления и модели поведения.

Возникает вопрос: какие конкретно положительные результаты реально можно и нужно ожидать (см. кривую КЗ, рис. 1) от внедрения новой концепции многокомпонентного моделирования процесса пропорционального развития, формирования и совершенствования человека в интеллектуальной индустрии, например, в университетах, академиях, колледжах и других учебных заведениях? Мне хотелось бы назвать лишь некоторые из них.

1. Медленное, но устойчивое восстановление энергетических ресурсов организма обучаемого, стабилизация режимов работы отдельных его органов и организма в целом (стабилизационный период может длиться до 1-2 лет), стабильная тенденция к реальному укреплению здоровья на протяжении всей жизни.

2. Постепенное раскрытие и устойчивое развитие потенциальных природных, позитивных творческих возможностей обучаемого и на этой основе - переориентация и переход от конфронтационного мышления по существующей эмпирически установленной модели образовательного процесса к устойчивому творческому стилю позитивного мышления - глобальному мышлению и позитивной модели поведения.

3. Целенаправленное формирование таких важнейших качеств как: сосредоточение и устойчивое управление вниманием в течение длительного периода, стиль позитивного мышления, восприятие, воля, длительное хранение извлеченных знаний, интегрирование приобретенных раздельно во времени фрагментов знаний в единое целое, творческое преобразование их и другие качества, которые по существующей эмпирической модели обучаемые практически для реальной жизни не приобретают.

4. Существенное улучшение качества и увеличение объема памяти, продуктивности творческого процесса, многократное повышение производительности умственного труда и эффективности процесса обучения.

5. Репрезентация творческих знаний, отражающих высокую производительность творческого стиля мышления, высокую степень использования интеллектуальных, физических, психологических ресурсов и возможностей обучаемого.

6. Существенное сокращение потерь извлеченных и недоизвлеченных знаний.

7. Переход к экономике знаний, к предсказуемому безвредному развитию, формированию и совершенствованию человека в интеллектуальной индустрии и в течении всей жизни.

8. Медленное, но устойчивое снижение таких негативных качеств человека как наркомания, курение, алкоголизм и другие.

9. Медленное и устойчивое снижение числа больных детей, подростков, студентов.

Перечень преимуществ предлагаемой творческой модели можно продолжить и далее. Практически эта модель развития представляет собой новую технологию по радикальному изменению качества развития человека в интеллектуальной индустрии и на всех этапах его жизненного цикла. Такая модель, на наш взгляд, представляет особую важность для существенного повышения национальной безопасности России во всем многообразии аспектов этого понятия.

Экономический эффект от внедрения этой модели трудно переоценить, он сравним со стоимостью экологического ущерба, нанесенного окружающей живой природе и человечеству, как части этой природы, из-за диспропорционального развития человека на всем протяжении его жизни.

Предлагаемая модель развития человека направлена на осмысленное освоение знаний, необходимых для позитивной, прогнозируемой творческой деятельности людей не только в науке, но и на любом участке трудовой деятельности. Страна только тогда может достичь устойчивого развития, когда не единицы, а все выпускники образовательных учреждений будут обладать творческим стилем позитивного мышления, высоким нравственным, физическим и интеллектуальным потенциалом.

Более полное описание модели изложено в моей книге “Проблема устойчивого развития человека, человеческой цивилизации и метод ее решения”. Эта книга является результатом более, чем 40-летних теоретических и экспериментальных исследований в реальном учебном процессе и содержит в библиографии более ста отечественных и зарубежных источников.

Мои взгляды на развитие человека, на технологию образовательного процесса существенно расходятся с традиционными воззрениями, и могут восприниматься как что-то необычное, невозможное. Но ведь речь идет об изменении качества развития человека. И поэтому решить эту задачу в рамках привычных понятий, существующих взглядов и представлений невозможно.

Рано или поздно, переход на новую модель образовательного процесса предстоит сделать, ибо иного пути для позитивного творческого развития миллионов самых обыкновенных рядовых людей в этом мире (именно это очень важно в развитии общества), на наш взгляд, нет.

Государство, сумеющее создать модель творческого развития, раскрыть с ее помощью творческий потенциал народа и эффективно использовать эту энергию, способно стать реальным лидером экономических, социальных и политических преобразований.

При деловой заинтересованности автор может практически осуществить и показать преимущества предлагаемой модели развития творческой личности человека для любых cфер деятельности.




Об авторе

1. Осипов М.М. д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарии

2. Адрес автора: Россия, 360017, Кабардино-Балкарская респуб-лика, г. Нальчик, ул. Байсултанова д.25, кв.159. телефон дом.: (8-866-2)-49-10-50.

3. Доклад прочитан на "Методологическом семинаре "Проекти-рование и менеджмент в обществе, образовании, инженерии" в МЭИ 11 сентября 2003 г.

© Здоровье-МЭИ 2000г. При перепечатке ссылка обязательна.


| Введение | Статьи | Народное | Тесты | Эл.книга | Назад | Вперед

 

Автора!