МЭИ ЗдоровьеПоликлинника №100
       

Введение

Статьи

Народн. медицина

КАСМОН

Тесты

Здоровьевед.

Информация

Ссылки

 Ш

О новой технологии раскрытия и развития творческого потенциала человека

Осипов М.М.

Без творческой модели развития,
формирования и совершенствования человека
нет и не может быть подлинного раскрытия и
развития творческого потенциала человека,
общества, а следовательно, не может быть создан
подлинно творческий характер труда на производстве.

Важнейшей глобальной проблемой, которую пытаются решить ученые и практики во всех странах мира на протяжении последних десятилетий, является создание универсальной технологии раскрытия, развития, формирования и совершенствования позитивного творческого потенциала человека, коллектива, общества в целом с целью создания творческого характера труда на всех этапах жизненного цикла человека и на этой базе осуществить эволюционный переход от существующей механической модели развития к творческой цивилизации для устойчивого, безопасного экономического и социального развития.

Интересные и полезные практические шаги в решении этой проблемы были сделаны в 70х годах прошлого столетия в Японии на заводах концерна “Тойота” путем разработки и внедрения на конвейерах заводов системы “ККК” (кружки контроля качества). Эта система сыграла свою положительную роль на определенном отрезке времени, но была неэффективна, так как не могла раскрыть, развить и использовать творческий потенциал человека, а следовательно, не могла в достаточной степени улучшить качество продукции и повысить производительность труда (ПТ1, см. рис. 1а), поскольку эта система являлась авторским представлением, позволяющим лишь выявить причины возможных локальных недостатков на конечном продукте конвейера и в процессе их устранения повлиять на повышение творческого потенциала человека и коллектива конвейера. По своей сути система “ККК” представляла лишь перманентную борьбу с последствиями развития по существующей модели образования в Японии (да и в других странах), направленной только на её авторскую модификацию.

Система “ККК” довольно быстро исчерпала свои возможности и была заменена на более эффективную - “ППО” (полное производственное обслуживание). Эта система позволила удвоить производительность труда (-2ПТ1, см. рис. 1.6), снизить себестоимость продукции на 33%, повысить количество рационализаторских предложений в 5-10 раз и изменить психологию людей (В. Овчинников. “Секретное оружие японцев”. “Российская газета” от 13.05.2005г, с.6). Тем не менее, эти достижения не могли привести к решению поставленной выше проблемы. В этом можно убедиться, рассмотрев некоторые основные недостатки системы “ППО”:

а)внедрение системы не базируется на знании закономерности развития человека, человеческой цивилизации в прошлом, настоящем и обозримом будущем, а осуществляется на основе лишь модификации приобретенного старого опыта без учета предвидения последствий для последующих поколений людей в этом взаимосвязанном мире;

б)разработка и внедрение системы не основываются на фундаментальных законах природы, а является авторским предложением, представленным “сверху” лишь для периода работы на производстве (например, на конвейерных линиях заводов концерна “Тойота”); не влияют непосредственно на раскрытие творческого потенциала обучаемых в интеллектуальной индустрии и на подготовку их к реальной, взрослой, конкурентоспособной, творческой работе на производстве;

в)полученные от внедрения системы результаты далеко не означают, что творческие ресурсы и возможности человека, коллектива использованы правильно и полностью;

г)стимулирует всё в большей степени превращение существующей эмпирически установленной механической модели образования ( одна из лучших в мире модификаций этой модели - японская модель образования) в “универсальный механический двигатель” человеческой цивилизации для ускоренного, диспропорционального, неустойчивого развития человека, общества лишь на короткий исторический период. И, как закономерное следствие, начиная с начального периода развития человека ( включающего ДДУ, школу, ВУЗ, см. рис 1а,б), модель образования не позволяет сейчас: а) приобретать в процессе обучения важнейшие человеческие качества (например, творческий стиль позитивного мышления, силу воли, совестливость, умение в условиях реально изменяющейся жизни рационально ставить и разумно аргументировать как ближайшие, так и перспективные цели и задачи, а также выбирать приемлемый творческий путь их достижения и предвидеть их последствия в долговременной перспективе развития и другие); б) реально вести эффективную борьбу с источником возникновения таких фактически действующих и прогрессирующих негативных проблем, как коррупция, терроризм, наркомания, обман человека, общества искаженными ложными ценностями, превращение человека в “машину, делающую деньги” любыми способами.

Следует отметить, что эти проблемы не являются неизбежно присущими человеку, человеческой цивилизации, они являются реальным логическим результатом первого и самого ответственного этапа развития, формирования человека, общества по существующей механической модели образования.

Ретроспективный анализ показывает, что все попытки решить поставленную выше проблему путем разработки и внедрения различных авторских модификаций технологии изготовления продукции в период работы на производстве и модели образования для подготовки “интеллектуальной продукции” к взрослой производственной жизни практически: а) исчерпали себя; б) показали свое бессилие и неразумность по отношению к окружающей единственной питательной живой среде (например, за период с 1972г. по 1992г. затраты на улучшение состояния окружающей среды составили 1,3 - 1,5 триллиона: долларов США и продолжают расти, однако ее состояние продолжает ухудшаться, см. “Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации”. - М.: Изд. Государственной Думы, 2002 - 392с.); в) не смогли обеспечить функции прогнозирования результатов деятельности человека на всех этапах его жизненного цикла; г) не смогли изменить качество развития человека , общества, человеческой цивилизации, а это представляет собой большую потенциальную угрозу, чем любая другая угроза; д) показали, что главнейшей глобальной проблемой человечества является смена эмпирической, веками стихийно установленной механической модели образования, которая заводит развитие цивилизации в тупик и не может разрешить основное противоречие современного развития (уже сейчас наблюдается постепенный “переход всех четырех возобновляемых источников: почвы, чистой воды, растительной биоты и кислорода в невозобновляемые”).

Для радикального решения поставленной выше проблемы и устранения указанных недостатков я предложил новую модель творческого развития человека, опираясь на выявленную мной закономерность развития человека, человеческой цивилизации в прошлом, настоящем и обозримом будущем. Это подробно изложено в моей книге “Проблема устойчивого развития человека, человеческой цивилизации и метод ее решения” (Москва, 2002г., изд-во “Пробел 2000”).

На протяжении многих десятилетий мною было выработано нетрадиционное воззрение на развитие человека в интеллектуальной индустрии и на других этапах жизненного цикла человека, имеющее единую теоретическую понятийную основу, которая базируется на фундаментальных законах природы , поскольку главным субъектом коллектива, общества, государства является человек - неотъемлемая часть природы.

Внедрение предлагаемой мной новой модели развития, формирования и совершенствования человека, общества в целом позволяет полностью раскрыть и развить позитивный творческий потенциал человека, общества и на этой базе создать творческий характер труда на всех этапах жизненного цикла человека, значительно повысить производительность труда (см. рис. 2), снизить себестоимость продукции на производстве и осуществить эволюционный переход от механической модели развития к творческой модели развития за счет постепенного качественного изменения в стиле мышления человека как в интеллектуальной индустрии, так и на всех других этапах его жизненного цикла. Это становится возможным на основе выработанного мною совершенно нового отношения ко всем энергетическим компонентам и установлении закономерности новых, устойчивых, необходимых связей между определяющими энергетическими компонентами, которые мы извлекаем из окружающей среды, благодаря чему человек, как открытая управляемая термодинамическая система, живет, развивается, формируется и совершенствуется.

Примерно такова упрощенная структура перехода на новый стиль мышления: мы будем постепенно переходить от грубого мира однокомпонентного диспропорционального развития человека, основанного на изучении правил и приемов изложения чужой мысли в контексте одной истины (см. рис. 1а,б), к более тонкому миру многокомпонентного творческого развития, основанному на пропорциональном извлечении основных энергетических компонентов из окружающей среды и приобретению важнейших человеческих качеств (см. рис.2).

Внедрение этой модели даст государству реальный исторический шанс, возможность преодолеть глобальный кризис развития и стать первой страной с творческой цивилизацией и реальным лидером безопасного экономического и социального развития. В этом случае государство, как лидер в практическом построении новой модели устойчивого развития может предложить ее другим странам как глобальный технологический товар, эффективный стратегический путь для развития человека, коллектива, общества.

На рис.1а,б и 2 приводятся выявленные в результате многолетних исследований закономерности изменения: 1) уровня развития обучаемого в интеллектуальной индустрии и в период работы на производстве; 2) производительность труда обучаемого в период работы на производстве в зависимости от типа используемой структуры модели образования и модели систем по времени. Заметим , что аналитическое определение вида функций fl—f6 на данном этапе, на мой взгляд, практически невозможно. Они могут быть определены лишь опытным путем для каждого человека путем многокомпонентного динамического моделирования на всех этапах его жизненного цикла.

Выделение этапов наглядно показывает, что интеллектуальное развитие, формирование и совершенствование человека представляет собой цепь непрерывных количественных и качественных изменений объема знаний на протяжении его жизненного цикла.

Внедрение системы “ККК” и “ППО” осуществлялось “жестко”, автономно, поэтому взаимодействие между этапами, подэтапами развития по выявлению творческого потенциала человека становится слабым, неэффективным. Модели системы “ККК” и “ППО” являются лишь частными случаями предлагаемой универсальной модели развития, а достигнутые им показатели — это далеко не предел (см. рис.1а,б;2).

В заключение следует отметить, что радикально изменить привычный порядок раскрытия творческого потенциала человека, качество развития человека, стиль его мышления и производительность его труда невозможно ни с помощью изменения социальной системы государства, ни с помощью любых властных механизмов, ни при любых количествах финансирования (хотя финансирование является очень важным фактором), ни при любых модификациях технологии изготовления продукции на производстве и модели образования в интеллектуальной индустрии. Проблема столь важна и велика, что решить ее в рамках привычных понятий , существующих авторских взглядов и представлений, невозможно. Вместе с тем, сломать существующий стереотип мышления, развития по механической модели в интеллектуальной индустрии и в производственной среде нелегко, но чрезвычайно важно и нужно. Поэтому накопившиеся в ходе диспропорционального процесса развития проблемы все настойчивее требуют перехода к новой творческой модели развития (см. рис.3), и альтернативы этому нет.

Докт. техн. наук, профессор Осипов М.М.

Домашний адрес: ул. Байсултанова, д.25, кв. 159, г. Нальчик. КБР, Россия, 360017; дом. тел. : (8-8662) 74-10-50

От редакции
Это уже вторая статья доктора техн. наук, профессора Осипова М.М., которую мы публикуем на нашем сайте с разрешения автора. Название первой статьи: «Новая технология творческого развития и формирования человека для устойчивого развития цивилизации». Анализ ученного показывает вектор позитивного развития не только нашего государства, но и цивилизации в целом на долгосрочный период времени. Недавно, ученный перенес три тяжелых операции и нуждается в дорогостоящих лекарствах. Одна ампула необходимого лекарства стоит более 60 тыс. рублей и таких денег у профессора, к сожалению нет. Если найдутся добрые и отзывчивые люди готовые помочь материально талантливому ученному и просто хорошему человеку, в конце статьи мы публикуем адрес и телефон Осипова М.М
С уважением и благодарностью, ответственный исполнитель сайта «Здоровье-МЭИ», Юрий Хмелеский

© Здоровье-МЭИ 2005г. При перепечатке ссылка обязательна.


| Введение | Статьи | Народное | Тесты | Эл.книга | Назад | Вперед

 

Автора!